Aono
Я – к вашим услугам. Конечно, если вам угодно знаться со мной. Если же нет, достаточно слова, и я исчезну.
01.05.2009 в 19:12
Пишет Aono:
В этой попытке определения принципиально не рассматривается та магия, которая it`s magic, то есть универсальное "что хочу, то ворочу" мага. Это тоже, в принципе, допустимое толкование, но говорить о нем неинтересно. Потому что нечего.

Сразу хотелось бы отметить на тему "убивания волшебной атмосферы сказки злобным научным анализом". Все дело в том, что вы понимаете под сказкой. Классическая народная сказка, между прочим, очень четко отслеживает, что могут маги и волшебные существа, а чего не могут. Да, часто вопрос "почему они это могут" не задается в принципе. Но вовсе не потому, что ответа на него нет и быть не может. Достаточно посмотреть, каким количеством ограничений обычно скованы магические создания, чтобы убедиться - ответ в принципе есть.

При этом, вне зависимости от того, что говорится, на каком-то уровне авторы понимают - наличие в мире магии не отменяет основных законов физики. Например, почти всюду магические действия заставляют мага либо уставать, либо тратить какой-то ресурс, что позволяет говорить о действительности, по крайней мере, законов сохранения (если их нет, см. первый абзац текста).

Вообще, очень сложно говорить о магии, потому что не вполне понятно, что это вообще такое. Определение Вебстера гласит:

"Magic:
1
a: the use of means (as charms or spells) believed to have supernatural
power over natural forces b: magic rites or incantations.

2 a: an extraordinary power or influence seemingly from a supernatural source b: something that seems to cast a spell."

Подстрочный перевод:
"Магия:
1. а) использование методик (таких, как амулеты или заклинания), основанных на вере в сверхъестественные силы, превозмогающие законы физики; б) магические ритуалы или заклинания.
2. а) необычные силы или влияния, выглядящие сверхъестественными; б) что-то, выглядящее как применение заклинания."

Кстати, считаю долгом отметить, что закон Кларка ("любая достаточно развитая технология не отличается от магии";) действителен только для этого определения магии, а не для того образа, который лежит в голове у большинства людей, думающих на русском языке. Образа, сформированного скорее фэнтези, чем жесткой терминологией.

При создании миров, в которых магия действует, это определение помогает мало. Оно, к сожалению, определяет магию через внешние проявления, чего часто бывает недостаточно - подробная модель магической системы мира должна включать в себя и механизмы применения.

Все виденные мною до сих пор магические системы, по сути, сводятся к умению существ своей волей напрямую менять окружающую их реальность (клерикальная магия, по сути, заставляет существо, способное к какой-либо иной магии, применить свои способности нужным клерику образом). Это умение требует какой-то энергии, черпаемой изнутри или извне. Те или иные ритуальные практики позволяют либо получить эту энергию, либо снизить ее расход.

Таким образом, можно ввести следующее определение магии: "а: наука о процессах прямого влияния воли на мироздание; б) практики, построенные на возможности такого влияния". Магия как наука хорошо описана у Праттчетта, например.

Большинство магических моделей различных фэнтезийных миров сводятся, с теми или иными вариациями, к трем.

1) Клерикальная. Это магия, построенная на обращении мага к высшим силам - демонам, богам, духам, стихиям, неважно. По сути, роль мага в этой методике сводится к роли переговорщика, его задача - убедить или заставить высшую силу сделать то, что ему нужно. На самом деле, именно этот тип магии чаще всего встречался в европейской традиции. Адепта таких методик назовем клериком.

2) Личная. В этой системе создание магических эффектов - личное и, как правило, врожденное свойство мага. "От дедушки мне достался замок, фамильный меч, куча старых врагов и умение плавить камни взглядом", как-то так. Роль мага сводится к применению доступных ему приемов. Адепта таких методик назовем колдуном.

3) Научная. В этой системе создание магических эффектов - способность, которой может выучиться любой, если получит специальное образование. Маг в этой системе - существо, знающее определенные закономерности происходящего в окружающем мире, и способное направлять эти процессы нужным ему образом.

Классическая магическая фэнтезийная модель представляет из себя смесь второй и третьей - существо рождается с даром, в принципе позволяющем применять магические методики, после чего получает то или иное образование, благодаря которому появляются конкретные магические умения.

Напоследок рассмотрим описанные в литературе источники магических сил, которыми маги пользуются.

1) Личная сила. Это сила, которая есть у мага просто по факту рождения или тренировок. Такая сила может сводиться к способности делать какой-то конкретный магический прием, может быть более или менее универсальной. Чистые колдуны обычно ограничены этой энергией. Происхождение этой силы может быть любым - божественный статус, раса, то или иное происхождение (эльфийская или драконья кровь), те или иные особенности рождения (например, в некоторых мирах маги - все, кто родился в то или иное время), занятия какими-либо практиками, просто случай. Типичные примеры - "Властелин Колец", классические волшебные сказки, миры Натальи Игнатовой, миры Анастасии Парфеновой... и вообще несть им числа.

2) Дарованная сила. Это то, что магу дарует некоторая высшая сила (важно - высшая сила не обеспечивает сам эффект, а дает магу возможности). Это может быть, например бог или демон, заключивший с магом договор, другой маг, делящийся силой... Отличается осознанностью и доброй волей дающей стороны. Типичные примеры - темные маги у Раткевич или наемники богов из ее же "Наемника Мертвых Богов".

3) Сила, отнятая у других. Вообще, в какой-то мере, это частный случай предыдущего пункта, но тут речь идет не о договоре, а скорее об отъеме. Сюда относятся разнообразные вампиры - как энергетические, так и обычные. Примеры - опять же темные маги у Раткевич (например, тот же Инсанна) или Паук у Игнатовой.

4) Сила местности. Обычно речь идет о специфических точках - местах силы, нодах или, как у Асприна, пересечения силовых линий. Крайний пример этого типа - Ехо из цикла Фрая. Бывает и иначе, когда силу дает, например, страна как таковая.

5) Сила, артефактов, то есть предметов, наделенных магическими силами. Сюда относятся всякого рода магические чаши или посохи, например.

6) Ритуалы. Ритуалы могут давать силу магу напрямую, а могут просто снижать расход силы на то или иное магическое действие.

Таким образом, пути развития магической науки - разработка новых источников и создание новых методик и ритуалов.

URL записи

@темы: Лит-ра