Итак, в английском языке, в отличие от русского (и большинства других европейских языков, кстати) эти слова означают одно - и противоположное. И те, и другие используют нечто, именуемое магией - но совершенно разными подходами.
Магия, в классической британской традиции - это влияние на мироздание, используя личные силы мага. Получение знания, которое дается какими-то сверчеловеческими путями - это магия.
читать дальшеОдно из важных отличий английской культуры от европейской - полибожественность, назовем это так.
Англию на протяжении всей ее истории захватывали все, кому не лень - и все приносили с собой богов. Исконное население Англии, ныне сохранившееся в более-менее чистом виде в Уэлльсе, шотландцы, викинги, римляне, с их античным пантеоном, Митрой и Христом, норманны, ирладцы... Все эти боги приходили и оставались. Интересующихся принципом отсылаю к "Американским богам" Геймана, интересующихся приложением этого собственно к Британии - к циклу про Пака ("Пак с волшебных холмов" и "Подарки фей") Киплинга.
В нагрузку - именно в Англии и Ирландии наибольшее развитие получила тема Холмов. В том или ином виде эта тема пристутствует практически во всех мифологиях Земли, но именно в Англии, ко всему прочему, появилась и активно эксплуатировалась тема полукровок - да, вообще-то были они опять же везде, но именно в Англии... см. выше.
Полукровки в английской мифологии получали вместе с кровью Народа Холмов некоторые магические способности. И вот тут возникает проблема.
Как и в любом более-менее развитом обществе, в Британии существует архетип ведуна, человека, получившего магию через долгое обучение. И тут мы получаем противоречие - и ведун, и полукровка-фэйри используют магию, но используют абсолютно разными путями. Таким образом, существа одинаковые - и тот, и другой используют магию; но разные - ибо используют магию принципиально разными путями. Именно тогда родилось два разных слова, в итоге превратившиеся в wizard и sorcerer.
Надо сказать, что в британских же легендах сохранился дивный образ. Мерлин. Мерлин - одновременно и sorcerer (по праву рождения, как сын Высокого Фэйри, которого церковная обработка сделала дьяволом), и wizard - как мастер колдовства, которому можно научить. Кстати, в тех же артуровских легендах мы видим кучу чистых sorcerer - например, королева Моргана, так и чистых wizard - как правило, это колдуны-отрицалы. Мало того, встречаем мы там и многое-многое другое. Вообще - именно артуриана очень четко вписывается в рамки ДнД.
Потом наступил Век Просвещения, который привел нас с Народом Холмов к Спенсеру. Магия = наука, алхимия процветает, Народ Холмов - малютки, живущие в цветах, "Королева фей" - наше все... И продолжалось так до прихода на просторы мировой литературы Дж. Р. Р. Толкиена, лингвиста, специалиста по эпосам - в том числе и по родному, по британскому.
Толкиен, как сам потом признавался, ненавидел "новый" канон - и создал метаэпос. Эпос, содержащий в себе классические эпизоды и мотивы многих, многих и многих европейских эпосов. Но в основу легли легенды Уэлльса.
Именно Толкиен возродил деление существ, использующих магию, на два главных класса - на wizard и sorcerer.
В рамках Арды Истари сродни Мерлину (заметим, Гендальф выполняет при Арагорне ту же функцию, что и Мерлин при Артуре) - и sorcerers (как айну) и wizards (как мудрецы и исследователи), Саурон - sorcerer, ибо использует лишь те силы, которые даны были ему при сотворении, ничего он не выучил нового, Саруман - сначала почти чистый wizard (как изучающий магию, будто науку), затем - практически столь же чистый sorcerer (используя лишь данное ему от сотворения).
Когда же добрые люди начали писать первую версию ДнД, они были под огромным впечатлением от ВК, а, во-вторых, являлись детьми той самой, английской традиции. Система развивалась, и развивалась, и развивалась, появилась третья редакция.
Именно так и появились sorcerer - как прямые наследники традиций английской мифологии и, через нее, эпосов Толкиена.
П.С. Сие не есть факт в последней инстанции, сие есть теория. Вполне опровергаемая, наверное...
Откуда растут Wizard`ы.
Итак, в английском языке, в отличие от русского (и большинства других европейских языков, кстати) эти слова означают одно - и противоположное. И те, и другие используют нечто, именуемое магией - но совершенно разными подходами.
Магия, в классической британской традиции - это влияние на мироздание, используя личные силы мага. Получение знания, которое дается какими-то сверчеловеческими путями - это магия.
читать дальше
П.С. Сие не есть факт в последней инстанции, сие есть теория. Вполне опровергаемая, наверное...
Магия, в классической британской традиции - это влияние на мироздание, используя личные силы мага. Получение знания, которое дается какими-то сверчеловеческими путями - это магия.
читать дальше
П.С. Сие не есть факт в последней инстанции, сие есть теория. Вполне опровергаемая, наверное...