Ну... во-первых, исторический факт — кварианцы глубоко не правы (на всякий случай — поэтому всякий раз, как Тали начинает говорить и действовать из статуса «кварианка и дочь своего отца», я начинаю хвататься за голову).
Во-первых, кварианцы были глубоко не правы, испугавшись гетов. Я, собственно, так и не понял, в чем ужас. То есть, если бы меня об том, есть ли у него душа, спросил комп или табуретка — я бы очень удивился. Я бы поинтересовался, а нет ли у меня в компьютере какого-то странного вируса (или кто запихал в табуретку динамик). То есть, ну, очевидно, у кварианцев обнаружился воспетый Азимовым «комплекс Франкенштейна» - то есть, на самом-то деле, они не думали, что создали инструменты. Инструмента, задающие глупые вопросы, не боятся. Они поняли (или решили — как в случае Азимова), что создали интеллект. Табуретка взбунтоваться не может.
В общем, в итоге кварианцев выгнали в космос. На самом деле, я действительно верю, что речь о самозащите — гетам, по хорошему, мало нужны ресурсы. Они размножаются программированием. Им полезны компьютеры, но не обязательны. В общем, в той, старой войне я всецело на стороне гетов.
Выгнанные из собственного пространства кварианцы перешли к кочевой жизни, создав культуру Мигрирующего Флота. Решение это, как я понимаю, было сначала вынужденное, а потом перешло в состояние религиозного (просто потому, что ничто не мешает кварианцем создавать новые колонии). Не удивлюсь, если каждый новый год там встречают со словами «Следующий — на Раннохе». Тут уж не мне их осуждать.
Культура Мигрирующего Флота интересна и минималистична. Особенно меня порадовало Паломничество. Один ритуал, и множество следствий.
Не стоит забывать, что главное — ресурсы Флота дико ограничены. Кроме такой банальщины, как элемент-ноль, есть еще еда, вода, и то, о чем мало кто думает — свободное место. Флот действительно не может позволить себе кормить дармоедов, и чем раньше член общества начнет приносить пользу — тем лучше. С другой стороны, дети — будущее расы, и это, в общем, тоже понимают. Нашли выход. Как только дети становятся способны выжить без помощи взрослых — для людей, как показывает практика, это лет четырнадцать-пятнадцать — их отправляют в галактику, искать что-то полезное для Флота.
Во первых, из одного диалога в игре следует, что далеко не все возвращаются, кто-то оседает в разных частях Галактики. Помните, когда Тали рассказывает о том, что изменников просто изгоняют, она уточняет, что у них могут появиться дети? Суды за измену — опять же по словам Тали — случаются редко, приговоры, видимо, еще реже; но остаются кварианцы, живущие вне флота. Диаспора. Я думаю, что это дополнительная защита — если Флот погибнет, раса выживет.
Во-вторых, действительно, Флот получает некоторую ощутимую прибыль. В виде материальных ресурсов или в стиле новых знаний — уже не важно.
В-третьих, возвращаются только те, кто хочет вернуться. Свободное плавание такого рода помогает человеку (ну или кварианцу) понять, а не плохо ли ему дома, и не лучше ли ему спокойно сидеть в галактике. Так сбрасываются потенциальные бунтари. Их, наверное, очень немного, но Флот вряд ли может позволить себе бунт.
В-четвертых, с учетом агрессивности внешних рас, подростковая агрессивность переключается на них, а Флот начинает восприниматься, как «свои». Не напрасно, в общем, отношения между подростком и родителями зачастую резко улучшаются, стоит подростку отселиться.
Наконец, в-пятых (и для меня, это самое важное), кварианец возвращается только тогда, когда взрослеет. Когда появляется умение самому отвечать за свои дела и поступки, когда появляется умение думать, прежде чем делать. Поскольку Паломничество — одиночное, те, кто этому не учатся, отсеиваются. В этом, кстати, у Тали сильная проблема, ее Паломничество, видимо, в основном прошло на «Нормандии», информацию для его завершения нашел Шепард. Она не успела повзрослеть. Для взросления ей понадобилась смерть отца и, де-факто, изгнание с Мигрирующего Флота (потому что как еще расценивать смену ее приписки с кварианского на человеческий корабль — верность кораблю и капитану в кварианцев вбита).
Кварианцы — как раса — мне не очень приятны, и это еще один случай общества, построенного милитаристами. По сути, обществом кварианцев руководят военные лидеры — потому что времени и ресурсов для нормальной политической деятельности в демократическом ключе времени там нет, адмиралы и капитаны руководят всеми повседневными делами. За триста лет они зашли в цивилизационный тупик — в том числе и потому, что их жизнь не способствует культурному развитию. Главный вопрос Мигрирующего Флота — что делать дальше. Махнуть на Вуаль Персея рукой и строить новые колонии? Штурмовать Вуаль? Так и жить в виде странствующего флота (уверен, кстати, что есть среди кварианцев апологеты и такого пути)?
Наверное, к моменту начала первого ME они уже почти смирились. Но нападение гетов напомнило всем про Вуаль и про Раннох, и дало шанс на поддержку со стороны правительств других рас (а еще сильно осложнило Паломничества — потому что на бытовом уровне, боюсь, отношение к кварианцам, создавшим гетов, сравнимо с отношением к жидам, распявшим Христа).
Так что, в общем, по кварианцам пришествие первого Рипера ударило чуть ли тяжелее, чем по всем остальным. Им оно взорвало культурную стабильность, что, с учетом слабости положения расы, для них могло стать фатальным. Пока не стало.