Я не так давно пересматривал "Каина XVIII" и подметил интересную штуку.
Я вообще люблю смотреть фильмы, особенно советские фильмы, с разными рамками. "Представим себе, что тут рассказывается о...". И я задумался, а что, если два главных героя в фильме - это разведчики?
Для тех, кто не знает - рассказываю канву сюжета (описание на Википедии чудовищно). Жили-были два странствующих музыканта, и один из них влюбился в принцессу - взаимно. С принцессой его ловит мать принцессы, и отдает дочь замуж за короля соседнего государства, Каина XVIII, который снова не женат. Музыканты решают принцессу украсть. В это же время в королевстве Каина ученый-насекомовед выводит комара, в котором заключена сила мильона с четвертью слонов, и если этого комара кто-то прихлопнет - то они оба взорвутся. Ученый собирается использовать комара в мирных целях, но военный министр Каина и сам Каин решают, что как оружие комар слишком эффективен, ученого бросают в тюрьму, колбу с комаром подменяет один из музыкантов (случайно оказавшись в лаборатории). Так вот, что, если вся эта история с принцессой была только прикрытием, для того, чтобы украсть колбу с комаром и вывезти из страны ученого?
И мне подумалось странное. Я не могу себе представить, чтобы два раздолбая-музыканта, основное оружие которых - ругательные песенки про режим Каина ("Марципано Марципини, автор и исполнитель грешных напевов", ага), были разведчиками из стран соцлагеря - в культурном пространстве стран соцлагеря (да и снаружи тоже). Советский разведчик - это серьезный человек, занимается он проникновением в государственные структуры противника, в Гестапо, в СС, в ФБР, он полковник или генерал страны возможного противника, в идеале - генерал спецслужбы.
То есть, да, с точки зрения советского культурного поля, западная разведка ведет войну со страной победившего пролетариата в основном как раз на поле "заражения инфовирусами", вплоть до виденной как-то мысли, что детские чернушные песенки придумывались непосредственно в Лэнгли (об анекдотах я уже молчу). Ну и да, конечно же, джаз- и рок-музыка по самой сути своей - инфовирус, сегодня он играет джаз - а завтра Родину продаст.
А вот в американском культурном поле, кажется, эта идея выражена разве только Филипом Диком с его безумным письмом-кляузой на Лема, да и то все пальцем у виска покрутили.