читать дальшеНа самом деле, я понимаю, почему меня так радовал Доктор Рассела Т. Дэйвиса и так не-очень-радует доктор Стивена Моффата.
Истории Дэйвиса так или иначе строились вокруг выбора и преображения. В ключевых точках кто-то принимает решение, которое переворачивает все.
Роза принимает решение идти за Доктором.
Джейб принимает решение и дергает за рычаг.
Гвинет принимает решение и встает в арку Рифта.
Джеки и Харриет Джонс принимают решение и ракета летит в Даунинг-стрит.
Далек принимает решение и самоуничтожается.
Катика принимает решение и включается в поток.
Все серии, которые делал и продюссировал Дэйвис, так или иначе строятся на выборе, на выборе, которого можно было не делать. Помните "Пробку"? "То есть, двадцать семь лет вы были тут совсем одни, пытаясь хоть как-то помочь этим людям?" "У нас не было выбора!" "Нет. Нет, сестра Хейм. У вас был выбор." Кто я? говорит Доктор Дэйвиса. Я человек, который принимает решение. "Пожалуйста, Доктор, это моя дочь, она еще ребенок!" "Думаешь, я этого не знаю? Потому что это моя жизнь, Джеки. Это не весело, не умно, это просто встать и принять решение, потому что больше никто этого не сделает."
И да, эти решения меняют человека. Джеки не любит идею, что Роза следует за Доктором, потому что когда-то, где-то там, по рынку на бог знает какой планете, будет ходить женщина, лет через сорок или пятьдесят, но она не будет Розой Тайлер. Она вообще больше уже не будет, по всей видимости, человеком.
И это замечательно, отвечает Доктор - кроме того, что она будет человеком до самого края. Она и будет тем, что Доктор называет человеком. Скорее всего, даже с большой Ч.
Да, эти решения могут быть неверными, плохими, неправильными. Пять человек решили выкинуть шестого и седьмого на верную смерть просто потому, что они их раздражали (да, они были напуганы, и да, по большому счету они были правы! но все равно, я думаю, именно эта готовность и желание в людях убить раздражающий фактор так вывели Доктора из равновесия). Но там же был и восьмой, кто уклонился, и девятый, кто выступил против.
Маги Мира Тьмы сказали бы, что это истории про Сикинги. Доктор меняет людей, он заставляет их вставать и принимать решения.
Моффат рассказывает другие истории. Даже те его истории, которые он делал под Дэйвисом, отличались этим. Его истории - не про выбор, не про вопрос, и не про то, "что я стал больше, чем я был, и чем я буду еще". Они про вспышку, про сияние и про горение. Они про то, что в этом мире случаются... события, и важно даже не то, какой выбор ты примешь, ты можешь вообще не принимать никакого осознанного выбора. Важно, как ты себя ведешь. Это не решения, которые принимаются на трезвую голову и с пониманием последствий, это вспышки. Это сказки.
Это темная ночь, и бомбежка, и отчаявшиеся дети, и самый темный час Британии (и еще не время говорить про то, что это - их высший час) - но вспышка, и вот блондинка в Юнион Джеке болтается под аэростатом, и не бросай банан - источник калия! - и Доктор танцует! И никто не умирает. Никто не может умереть в этом сиянии.
Это человек, живущий человеческую жизнь, которая должна неминуемо кончиться в определенный момент - но вспышка, и вот монстры под кроватью тоже имеют свой кошмар, и этот кошмар верхом на лошади въезжает через зеркало! и да, иногда люди сгорают в этом огне. Она была так молода, когда была вынуждена покинуть Париж в последний раз. Слишком молода. Но минуты сияния того стоили. Ангел стоит дьявола. И Доктор не может взять Ренетт через камин (хотя вот уж действительно не мешает ни один реальный фактор), потому что это должна быть грустная сказка. Но горение все равно сияет.
Это планета-библиотека, темная, пыльная и пустая, в которой пляшут тени, и четыре тысячи человеческих теней мечутся на жестком диске, самом большом во вселенной, но выходящим из строя, и все умрут - но вспышка, и вот спойлеры, и маленькая девочка улыбается, и Донна Ноубл получает свою толику семейного счастья, и никто не умер, иногда, в особые дни - в дни, когда есть эти сияние и горение - никто не умирает.
Феи Мира Тьмы сказали бы, что это истории про чары. Доктор сияет, и люди начинают блестеть в ответ.
На самом деле, если уж совсем по совести, то старый Доктор был скорее про чары, чем про Сикинги (вы заметили, как я ненавязчиво похвастался тем, что досмотрел всего старого Доктора, хммм?). Моффат, если по совести, ближе к оригиналу, чем Дэйвис. Но истории про магов нравятся мне больше.