Как я уже неоднократно говорил, то, что я либерален – вовсе не значит, что я демократичен.
Идеалом общественного устройства лично я считаю кастовую меритократию. Если кто не в курсе – некое ее подобие было у Минбара в «Вавилоне-5». Общество строится на основе нескольких каст (их количество и наименования могут варьироваться от народа к народу), в целом же государством управляет совет высших иерархов каст. Одной из сильнейших каст в подобном обществе (если оно, понятное дело, хочет выжить) будет армия.
Как же ее придется устраивать? А все так же.
В конце концов, профессиональная армия всегда будет лучше призывной. Просто потому, что изучить одну профессию проще, чем две. А значит, в нашем случае, когда общество кастовое, армия автоматически выделяется в касту – и вопрос о призывниках отпадает сам собой.
Члена любой касты надо начинать обучать с детского возраста. Армия – не исключение. А значит, дети, прошедшие соответствующие тестирования, отдаются в военные лагеря. Лет этак с 5 – раньше тестировать сложно. Получится раньше – и отдавать раньше.
Главной должностью в учебке является начальник психологической службы. У него основных функций – во-первых, отслеживать детей, к военной службе не способных (ну, бывает) – служба отбраковки а-ля Хайнлайн. Вторая же функция не менее важна – направление детей в ту или иную отрасль военного дела. И, наконец, третья – установление учебного плана для каждого отдельного детя.
По выходу из учебки новый солдат умеет великолепно делать свое дело. А что-то еще ему делать вовсе не обязательно.
Штатский вполне может попытаться войти в касту воинов. Но – попытайтесь оценить его шансы, учитывая, что воинов гоняли на измор по крайней мере одиннадцать лет. Если справится – будет служить.
И будет счастье.