читать дальшеОх.
Знаете, люди... я не хочу смотреть фильм "Аватар", я хочу о нем разговаривать. К сожалению, похоже, придется смотреть.
Понимаете, сама история, насколько я могу судить, там скучная. Там красивая картинка - но меня сие парит мало. Но мне очень, очень интересен эффект, который "Аватар" вызывает у людей.
Картинка.
Начну с картинки. Я, в общем, так и не понял, что принципиально нового сделал Кэмерон? Когда я смотрел Матрицу, я понимал - буллет-тайм. Когда я смотрел второго Терминатора, я понимал - морфинг Т-1000. В общем, сравнивая с тем, что было раньше, я понимал принципиально новое в "Звездных воинах эп.4" - модельная съемка движущейся камерой. В конце концов, глядя "Кто подставил кролика Роджера?" я понимал, черт возьми - совмещение в кадре анимации и живой съемки! Что такого принципиально нового принес Кэмерон в "Аватаре"? Даже с "аватаризацией" героев он не успел - "Хранители" с Доктором Манхеттеном вышли раньше. То есть да, в "Аватаре" всего МНОГО. Но принципиально новое там - что?
К сожалению, компьютерные технологии убили у меня очень странное чувство, которое было, когда я смотрел второго Терминатора, а смотрел я его, страшно сказать, в 1995-ом. Я играл во слишком большое количество игр и смотрел слишком много фильмов, я знаю, ЧТО можно сделать на компе, я знаю, чего ожидать на экране. Поэтому, признаться, жидкий терминатор до сих пор восхищает меня больше, чем вся (пусть и виденная мною только в трейлерах) Пандора. Ну да, для Пандоры пришлось потратить намного больше усилий (наверное). Но для жидкого терминатора пришлось придумывать методику. Именно поэтому я считаю Т-1000 вехой в развитии спецэффектов, а Пандору - нет.
Ну, про картинку вроде все сказал, и дальше речь идет о сюжете.
Цитаты и раздумья.
Только ленивый (или ну очень необразованный) пока не проехался по тому, что история "Аватара" - это история о том, как индейцы вломили англичанам. В этом месте я начинаю говорить цитатами.
Во-первых, был такой писатель, Киплинг. У него огромное количество прозы об Индии (кстати, нобелевку он получил именно за нее, а не за Маугли или "Бремя Белых"). Один из рассказов - "Маленький Торба". Он небольшой, этот рассказ. Но его прочтение в свое время полностью удалило у меня инстинкт защиты колонизируемых.
Если вкратце - там речь идет о маленьком мальчике, которому не повезло в жизни. Отец умер, мать умерла, остался со слепой сестрой и старшим братом. Какое-то время они зарабатывали, чем могли, а потом умер последний вол. Собственно, весь текст идет один посыл - "идите к англичанам, они вас накормят!" Ну, Киплинг, понятно, и соврет - недорого возьмет, гнусный белый эксплуататор и певец колониализма... но все-таки то, что за такие рассказы его не ошельмовали, а дали Нобелевку - причем Нобелевку ему дали в те же годы, когда Твен писал "Человеку, ходящему во тьме" - показательно.
Вторая цитата.
"Для человека естественно пользоватся техносферой. Это естественный плод его естественной-же эволюции."
"Вот!" - возразят мне. "Там же речь об Индии, а у нас Пандора, у нас Нави, а не люди, у нас они высокодуховные и живут в контакте с природою, поэтому у них такого быть не может!"
На это я отвечу следующее. Во-первых, что характерно, всю историю человечества оно как-то стремилось все больше выйти из симбиоза с природой и создать техносферу не потому, что люди гадость-гадость-гадость-гадость-гадость, а потому, что жить в симбиозе с природой очень, очень неуютно. Холодно, темно, мухи кусают - потому что огня и реппелентов нет. Именно, собственно, поэтому людям и пришлось эволюционировать - потому что людям, тварям таким, свойственно желать хорошей жизни. Мне тоже свойственно, если что, я предпочту жить в тепле и уюте в Москве, чем в холоде и голой, пардон, жопой в кусте где-нибудь в экологически чистой дельте Амазонки.
Собственно, о существах, живущих в контакте с природою, написал в "Гончих Бафута" Даррел.
"В то утро местный охотник принес мне обезьяньего детеныша, и я предложил: раз уж молодая леди оказалась таким знатоком жизни обезьян на верхушках деревьев, не поможет ли она мне в небольшом деле, которого никак не миновать, когда берешь в зверинец новую обезьяну? Молодая особа охотно согласилась - видно, сразу представила себя в роли некоей доброй самаритянки при моих обезьянах. А небольшое дело заключалось, попросту говоря, в том, чтобы избавить обезьянку от внутренних и внешних паразитов. Я объяснил это, и молодая леди удивилась: ей и в голову не приходило, сказала она, что у обезьян бывают паразиты - кроме обыкновенных блох, конечно.
Я принес корзиночку, в которой доставили обезьянку, вынул оттуда немного помета, разложил его на чистом листе бумаги и показал моей новоявленной помощнице, какое там количество остриц. Тут она как-то странно примолкла. Потом я принес обезьянку: это была белоносая мартышка, поистине очаровательное существо - шерсть вся черная, только манишка белая, да на носу сверкает белое пушистое пятнышко в форме сердца. Я осмотрел ее крохотные руки и ноги, длинные пальцы и нашел ни много ни мало - шесть удобно пристроившихся тропических песчаных блох. Эти мельчайшие насекомые внедряются в кожу рук и ног, особенно под ногти, где кожа мягче, и там едят, жиреют и растут до тех пор, пока не станут величиной со спичечную головку. Тогда они откладывают яички и погибают; в должный срок из яичек вылупляются новые блохи и с успехом продолжают дело, начатое родителями. Если не схватиться вовремя и не начать лечить зараженную блохами обезьянку в самом начале, она может потерять сустав пальца, а в особо тяжелых случаях разрушаются все пальцы на ногах или на руках, потому что блохи все глубже проникают под кожу и размножаются до тех пор, пока не съедят свою обитель - остается только мешочек кожи, наполненный гноем. У меня несколько раз заводились эти блохи на ноге, и я могу засвидетельствовать, что это очень больно, даже мучительно. Все это я постарался как мог подробнее и нагляднее объяснить моей помощнице. Потом взял тюбик обезболивающего средства, заморозил пальцы маленького обезьяныша на руках и на ногах и стал извлекать у него из кожи блох стерильной иглой и дезинфицировать ранки, которые после этого оставались. Обезболивающее оказалось отличным, обезьянка сидела спокойно, а ведь операция эта очень болезненная.
Когда с блохами было покончено, я ощупал хвост обезьянки сверху донизу и обнаружил две припухлости в форме сосисок, каждая длиной с первый сустав моего мизинца и примерно такой же толщины. Я показал их моей помощнице, потом раздвинул в этих местах шерсть, и она увидела круглое, как иллюминатор, отверстие в конце каждой припухлости. Заглянув внутрь, можно было увидеть, что внутри шевелится какая-то белая гадость. Тут я объяснил в самых ученых выражениях, что некая лесная муха откладывает яички в шерсть различных животных и когда вылупляется личинка, она вгрызается в тело своего домохозяина и живет там, причем жиреет, как свинья в хлеву, а воздух в ее жилище поступает через эти "иллюминаторы". Когда же она, наконец, выходит оттуда, чтобы превратиться в муху, у домохозяина в теле остается дыра толщиной в сигарету, и дыра эта обычно становится гноящейся язвой. Я показал моей помощнице (которая к тому времени совсем побледнела), что вытащить эти личинки невозможно.
Я снова взял в руки иглу, раздвинул шерсть и показал молодой особе личинку, лежащую в своем укрытии, точно крохотный аэростат заграждения; однако, едва ее коснулась игла, личинка тотчас сложилась гармошкой, затем сжалась в сморщенный шарик и скользнула подальше, в самую глубину мартышкиного хвоста. Тогда я показал моей помощнице, как все-таки извлечь такую личинку - это мой собственный способ: сунул в отверстие кончик тюбика с обезболивающим средством, выдавил туда немного жидкости, и личинка замерла. не в силах больше двигаться. Теперь я слегка расширил отверстие скальпелем, воткнул в личинку иглу и вытащил ее из убежища. Не успел я вытащить эту сморщенную, белую мерзость из ее окровавленного укрытия, как моя помощница внезапно и стремительно покинула меня. Я извлек вторую личинку, продезинфицировал зияющие отверстия, которые после них остались, и догнал молодую леди уже на другом конце лагеря. Она объяснила мне, что опаздывает на званый обед, поблагодарила за чрезвычайно интересно проведенное утро, распрощалась - и больше мы ее никогда не видели. На мой взгляд, весьма прискорбно, что люди не дают себе труда узнать получше, каково живется зверю в джунглях, - тогда бы они меньше пустословили о том, как жестоко держать животных в неволе."
Но, быть может, у На`Ви (так, кажется?) не бывает паразитов, они не болеют, питаются через тот же самый ментальный линк, который там у всей сложной фауны (и флоры?) имеется (т.е., это не свойство исключительно на`ви, не ноу-хау разумного вида на планете)? Тогда - зачем им охота, луки, приручение животных? Главное, зачем у них развился разум? То есть - кого считать объектом контакта, на`ви или Дерево? Поясню. У меня как-то складывается ощущение, что разум у на`ви наличествует очень условно, единственным действительно разумным (и свободным) существом на планете является эта их планетарная душа. Играющая в куклы.
Ну да ладно. Какая, в общем, разница, если люди - плохие, плохие люди! - прилетают на Пандору и воруют оттуда ценный минерал за 20 млн баксов/килограмм (далее - "ПРОФИТ!")?
О культурном конфликте.
"Знаете, в некоторых древних культурах, люди, ошибившиеся, как вы, бросались на мечи..." (с) Миссия Серенити.
Итак, конфликт сюжета.
Жили-были хорошие, добрые, милые, справедливые, кавайные на`ви. Жили в гармонии с планетой, все зашибись. И тут к ним прилетает Зловещая Корпорация с целью Обретения ПРОФИТА!. Зловещие Корпораты (далее просто ЗЭК) привозит на планету с целью обретения ПРОФИТА целую базу, с армейцами, учеными, шахтерами и руководством.
Для того, чтобы рыть минерал, надо переселить одну из деревень на`ви. Поскольку деревни на`ви строят вокруг нод этого их всепланетного разума (как же, как же - играл в "Альфу Центавра" - сам в этот разум прокачивался, помню!), они уезжать не собираются. Впрочем, объяснять это гадким гнусным бледнолицым ниже достоинства великого синекожего народа. Пусть прозябают в невежестве, и все равно им не понять путей духов. Ну, они дома, это нормально. Но ЗЭКам нужен ПРОФИТ!, и ради него они, страшно подумать, не пожалеют живого инопланетника...
Я к чему ерничаю-то. Весь вопрос "Аватара" сводится к тому, может ли сильный навязывать свою волю слабому, если ему это нужно. Мне это, признаться, кажется несколько банальным. Наверное, человечество не вымрет без этого недостатия. Хотя, кстати, энергетический кризис - это повышенная смертность среди людей; кто должен быть ценнее для корпоратов - люди или на`ви? Но это плохой вопрос, расистский.
Самое для меня важное - что конфликт можно решать по-разному. Можно пытаться его решить, можно разговаривать - это, судя по существованию проекта "Аватар" как такового, метод корпоратов. А можно просто забить на противную сторону и не обращать на нее внимания. И стрелять из бронебойных луков, если не нравятся. Это метод на`ви. Признаться, метод корпоратов нравится мне больше.
Собственно, должен отметить, что менталитет людей за полтора века, по версии Кэмерона, улучшился. Представляете, если бы нынешние люди нашли эту Пандору? Кто б с теми на`ви вообще разговаривать стал! Но корпораты гуманны, и предпочитают договариваться. Наверное, они имеют-таки рассуждение колонизовать Пандору и цивилизовать местных.
Ну, просто постарайтесь представить себе (а вернее, вспомнить), что в Амазонии случайно обнаружили много-много-много нефти. Причем прямо посреди какой-нибудь туземной деревни. Как вы считаете, долго ли эта деревня останется туземной?
Собственно, главный герой проникается местной высокодуховностью. Ну, тому есть объяснения - когда он в аватаре, у него чужая биохимия (а потому иное восприятие - и запоминает он именно то, что ощущает при аватарской гормоналке), он американец (со светлым образом Великой Индейской Культуры, Уничтоженной Англосаксонскими Захватчиками), его, в конце концов, окружают крутые телепаты. Начиная с планеты. К его поведению у меня никакого удивления нет. Но черт возьми, в его ситуации порядочный человек, действительно, стреляется. Даже Иуда повесился.
Я не знаю, почему на самом деле на`ви не могут уйти с насиженного места, пусть бы и не хотят. Но тогда - хорошо бы это сказать людям, которые тоже не отказались б насиженное место занять. Другими словами, если хочешь, чтобы к тебе относились как к равному - относись так же к собеседнику. Я не утверждаю, что ЗЭКи имели право захватывать земли на`ви. Но я хочу отметить, что менталитет индейцев, которые были культурой вполне себе ксенофобичной - Кэмерону, насколько я понял, удался на десять баллов. А оценивать культуры как высшие и низшие опасно в обе стороны - поэтому сойдемся на том, что культура на`ви и культура людей равноценны.
При этом тему культурного контакта и трагического непонимания Кэмерон поднимает намного менее ярко, чем, скажем, "Вавилон-5".
Об отдаленных последствиях.
Наконец, представьте себе (знаю, противно) ЗЭКом. Представьте себе, что вот есть некоторая планета, где лежит ПРОФИТ!, а вас оттуда прогнали. Причем вы уже немало так бабла в этот ПРОФИТ! вложили, и армия у вас своя, и кораблики... и вы знаете, что договориться с местными нельзя, а вот убить - можно. Скажите, вот вы действительно туда больше никогда-никогда не сунетесь?
Ну да, в следующий раз корпораты не закончат ковровым бомбометанием, а начнут с него. Уж от зверья как-нибудь да защитятся - стены, тяжелые пулеметы, батареи ПВО... Собственно, Дивов все это описывал. Справятся туземцы-то, если на базах сверхзвуковики поставить? Мне, несомненно, любопытен статус Пандоры с точки зрения юриспунденции, и возникает, все-таки, странное ощущение, что ЗЭКи не так далеко от государственных структур стоят, как многие рецензенты считают.
Собственно, я хотел бы подчеркнуть принципиальную нерешаемость конфликта. И люди, и на`ви хотят жить хорошо - с теплом, едой и Сетью, и без энергетических кризисов. Ресурс - конечен. Обе стороны претендуют на большую часть. Человечество нашло один путь решения - военный (ну еще покупка территории - но на`ви отказываются территорию продавать).. На`ви, со всей их культурой и духовностью, нашли иной?
Я готов допустить, что на`ви не понимают - земляне не ограничиваются исключительно базой на Пандоре, а их много-много (и всякой огненной/смертельной гадости, особенно учитывая простоту разработки и использования биологического оружия - разница метаболизмов - уже сейчас изобрели до фига), но перебежчики-то понимают?
Собственно, индейцы периодически побеждали колонистов. Именно тогда, когда колонистам становилось неудобно сидеть на том месте, которое они заняли без боя... То есть Пандору ждет повторение истории Америки. Ну, с той поправкой, что, если у людей напряг с терраформингом, они ее заселять не будут, ограничатся шахтами.
Мне бы только хотелось заметить, что это именно то, чего должны ожидать существа, живущие в гармонии с природой. Это совершенно естественный, природный процесс - более приспособленный вид вытесняет менее приспособленный. При этом, как правило, менее приспособленный - вымирает. А когда речь идет о техногенных цивилизациях - то более приспособленной является та, которая обладает более развитой технологией.
Все остальные этические системы - изобретение техносферы, знаете ли. Неестественно. Или биосфера Пандоры понятия конкуренции видов не знает?
Хотя мне нравится больше, чем природа.
И да, я готов платить за это помойкой под окном.
Ну, я его посмотрел.
Со своей предыдущей рецензией, что неудивительно, полностью согласен.
Несколько дополнений.
Ну, я убедился, что нежелание на`ви уходить - это именно нежелание. Понадобилось - спокойно ушли. Ну, не спокойно - потому что не сами ушли, а были изгнаны. Но тем не менее.
Мне люто, бешено неприятен главный герой. Нет, не за "предательство человечества" - хотя и за него я имею сказать пару слов. Нет. Но - главный герой постулируется как морпех, крутой солдат, ветеран горячей точки. Почему он такой истерик? Один только ор на бедную тварь перед тем, как товарищ потерялся, чего стоит. Раз уж зажег факел - обязательно было им тыкать прямо тварям в носы? И главный вопрос...
Вот, допустим, я морпех современной США. Вот допустим, меня, с огнестрелом в руках, поставили охранять двух ученых, ведущих текущую работу, причем в реально опасном месте. Вот ученые встали что-то исследовать (ну, в наших условиях, скажем, брать анализ почвы на предмет наличия радиоактивных солей). Вопрос - что именно мне прилетит от дисциплинарного комитета, когда я с автоматом пойду нюхать цветочки, оставив ученых погруженными в процесс и без охраны?
Да, и за предательство. Знаете, я понимаю тех людей, которые обвиняют главного героя в предательстве. Только потом они виснут объяснить, что именно имеется в виду.
Ну, во-первых, стоит отметить, что первыми преданы оказались на`ви. Вся информация, необходимая для уничтожения культуры на`ви, была предоставлена людям именно главным героем, и уехала в итоге на Землю. Ой, дождется Древо Жизни атомной боеголовки на голову...
Во-вторых, когда герой осознает и одумывается, он зачитывает на`ви, стоящим перед Древом, пафосную речь. Эта речь, по идее, достойна цитирования целиком, но я не берусь ее искать и транскриптировать. Она сводится к тому, что "Небесные люди считают, что это их мир, а это не так. Надо дать отпор небесным людям, чтобы они поняли - этот мир НАШ!" Все кричат ура... а с какого это, собственно, хрена герой разом присваивает себе Пандору? Для полного кайфа он читает эту речь... по-английски.
Я долго пытался представить себе аналог, и мне удалось. Вот представьте себе, что некий гитлеровский каратель осознал после первой же акции и перебежал к Советам. Предположим, ему поверили - да и вообще, он внешне очень похож на славянина, до войны работал в разведке/дипслужбе на нашей территории. И вот, он по радио обращается к советским людям - "Советский народ! Немцы вторглись в эту страну, они хотят поработить ее, но я, Ганс Мюллер, говорю вам, мы должны дать им отпор! Ведь это НАША ЗЕМЛЯ!!!" Обращение звучит по-немецки.
То есть я понимаю местных, которые не возмущаются. Им традиция не велит - раз на драконе прилетел, значит, герой и вообще. Но свое-то уважение к местным, ради которых, казалось бы, контракт нарушаешь и вообще рискуешь навсегда Земли лишиться - быть должно, нет?
Да, ну и еще несколько личных непоняток.
Почему исследованием местной культуры занимаются биологи, причем руководит процессом ботаник? У Корпорации не хватило денег на социологов, антропологов, разведчиков? И почему ботаник руководит программой "Аватар"?! Да, вики подсказала мне, что Норм - антрополог. Наверное, растения он изучает именно по этой специальности.
Почему у всех форм жизни на Пандоре - от свисающих с дерева эффекторов до на`ви - совершенно совместимые интерфейсы Связи? И на кой ляд они нужны, скажем, летающим ящерам? Как эти ящеры этой штукой пользуются?
Есть ли у них межпланетная связь? Если нет - то каков статус главбюрократа всей этой шараги?
Почему полковник, один из трех главных офицеров всего бардака, отдельно просит главгероя доставлять ему инфу? Отчеты читать ему по рангу не положено, допуска нет?
Зачем героиня спасала главного героя? Чтобы его съела не эта, а другая стая (напомню, пускать его домой она не согласна вплоть до прилета семян)? Мелкое удовольствие от слабости новичка (если она его испытывало) стоило всего того горя, которое она ощутила (если, опять же, не врет!) при уничтожении стаи?
От чего, кроме левой пятки режиссера, зависит, будет ли светиться растительность в кадре или нет?
Интересно, что бы на`ви, милые, кавайные, "хорошие" на`ви сделали с членом племени, который во время боя с драконом навернулся со спины любимого яшпера и сломал при падении позвоночник. Почему-то ни одного калеки в кадре я не видел...
В чем высокий сакральный смысл пристрелить на месте спокойно идущего, практически без оружия, на`ви - без предупреждения и из засады? Да пусть и землянина, кстати.
Вообще, с моей точки зрения - особенно после просмотра фильма - единственное этическое превосходство на`ви (это с точки зрения человеческих этик, разумеется) заключается в том, что они дома. И из-за этого я не понимаю, о чем фильм.
О том, что европейская культура склонна заполонять? Так а что, на`ви размножаются с той же скоростью, что и умирают?
О том, что сволочи-люди ради огромной прибыли не пожалеют живого на`ви? Странно, но жалели. Вплоть до появления информации, что на`ви вообще не будут договариваться.
О том, что нужно беречь природу, мать нашу? Когда приходить на съедение тигром?
О том, что нехорошо гадить в чужом доме? Ну, об этом мне сложно судить, не зная, что за элемент. Судя по тому, что я читал в сапплементах, он Земле очень нужен - и Земля долго пыталась его купить. То есть речь идет о допустимости колонизации вообще. Должен отметить, кстати, что и Древо-то Жизни никто не пытался трогать, пока главгерой не пошел собирать армию... то есть это чисто сырьевая добыча. Жить людям на Пандоре сложновато...
То есть, я не понимаю, о чем нужно было задуматься после просмотра фильма.
Ну, разве о сеттинге только.
Или я должен был просто смотреть красивую картинку в любопытных декорациях?